1. Краткое описание проекта.
Наименование Описание
Суть проекта

1.Развитие сети автомобильных газонакопительных компрессорных станций в количестве 6 единиц (далее-АГНКС) на трассах Республики Казахстан в целях расширения использования природного газа в качестве моторного топлива.

2.Строительство станции технического обслуживания (далее-СТО) и магазина на территории АГНКС, которые в дальнейшем будут переданы в аренду.

3.Закуп 16 единиц (8 заправочных точек) передвижных автомобильных газовых заправщиков (далее-ПАГЗ), которые будут установлены вдоль трасс Республики Казахстан обеспечат дополнительный положительный экономический эффект Товариществу.

Тип, вид и подвид проекта CAP, NC (в соответствии с корпоративным стандартом инвестиционной деятельности АО Самрук-Казына (далее-Фонд))
Статус реализации проекта На этапе «Заявка», планируется одобрение этап «Выбор» или «Определение» (Одобрение заявки и принятие решения о поэтапной реализации проекта и одобрение разработки ТЭО или ПСД).
Инициатор проекта  ТОО «КазТранГаз Өнімдері»
(100% доля АО «НК «QazaqGaz»)
Этап реализации проекта Одобрение заявки и принятие решения о реализации проекта одобрение поэтапной реализации проекта и одобрение разработки ТЭО или ПСД.
Период реализации проекта Проект будет реализовываться в 2 этапа.
1 этап: ЗЕ-ЗК-Бейнеу-Уральск
График поэтапной реализации:
Февраль 2023г. – июнь 2024 г.
Весь жизненный цикл проекта: 2023-2037 гг. в т.ч.:
-разработка ТЭО: не требуется, проект является типовым, рассчитанный на конкретного потребителя.
-разработка ПСД: 1-3 кв.2023г.
-строительно-монтажные работы (СМР):
4 кв. 2023г.-2 кв.2024 г.
-выход на проектную мощность: 3 кв 2024 г.
-эксплуатация: 3 кв. 2024- 4 кв. 2037 гг.
2 этап: Астана-Алматы
График поэтапной реализации:
февраль 2023 г. – декабрь 2024 г.
Весь жизненный цикл проекта: 2023-2037 гг. в т.ч.:
-разработка ПСД: 1-3 кв.2023г.
-строительно-монтажные работы (СМР): 1-2 кв.2024 г.
-выход на проектную мощность: 3 кв 2024 г.
-эксплуатация: 3кв. 2024- 4 кв. 2037 гг.
Основные производимые товары и услуги и проектная мощность Производство и реализация компримированного природного газа (далее-КПГ) для обеспечения автотранспортов топливом использующее КПГ в качестве моторного топлива. Проектная мощность 1 АГНКС 2 600 м3/ч.
Строительство СТО и магазинов для обеспечения Товарищества дополнительным доходом, а также для удобства покупателей.
Количество занятых Численность работников в период строительства 6 АГНКС:
25 человек (временные места)
Численность работников в период эксплуатации 6 АГНКС:
Производственный персонал:
— Заместитель директора по ГМТ – 7 человек;
— ведущий инженер – 7 человека;
— старший инженер — 7 человека;
— машинист – 56 человек;
— кассир-оператор –56 человек;
— заправщик – 112 человек;
-директор отдела – 1 человек;
-главный специалист– 1 человек;
-ведущий специалист– 1 человек;
-старший специалист– 1 человек;
— пресс секретарь– 1 человек.
Всего: 250 человек
Регион реализации проекта

 АГНКС:

1. Жаркент (Хоргос)
https://yandex.kz/maps/?ll=79.692675%2C44.302189&mode=search&sll=80.050100%2C44.089900&text=44.089900%2C80.050100&z=9.51
(расстояние от АГРС до трассы 185 м)
2. Тараз
3. Бейнеу
https://yandex.kz/maps/?ll=55.184194%2C45.341115&mode=search&sll=55.183724%2C45.342510&text=45.342510%2C55.183724&z=16.19
(расстояние от точки подключения до АГНКС 300 м)
4. Караганда
5. Астана
6. Актау

ПАГЗ:

1. Мерке
https://yandex.kz/maps/?ll=73.110269%2C43.867119&mode=search&sll=73.130791%2C42.875326&text=42.875326%2C73.130791&z=7.37

2. Айтеке би
https://yandex.kz/maps/?ll=62.111569%2C45.794724&mode=search&sll=62.179660%2C45.861857&text=45.861857%2C62.179660&z=11.33KhFtSQCHYxOCsAz1SQA

3. Иргиз
https://yandex.kz/maps/?ll=64.264858%2C47.694406&mode=search&sll=60.823428%2C48.671573&text=48.671573%2C60.823428&z=6.86Карабутак

4. Жымпиты
5. Тайпак
6. Бурайбайтал
https://yandex.kz/maps/?ll=71.915436%2C44.906041&mode=search&sll=74.019051%2C44.944085&text=44.944085%2C74.019051&z=7.88

7. Балхаш
https://yandex.kz/maps/?ll=74.958542%2C47.008103&mode=search&sll=74.930330%2C46.980023&text=46.980023%2C74.930330&z=11.59Балхаш

Оценка степени соответствия проекта Стратегии развития ПК Соответствует стратегической цели АО «НК «QazaqGaz» в части «Создание стоимости и укрепление финансовой устойчивости».
Обоснование необходимости реализации проекта, ожидаемый эффект от проекта

Проект реализуется в соответствии с подписанным от 20 декабря 2021 года Меморандумом о взаимопонимании между Министерством Республики Казахстан и Министерством Российской Федерации в области развития производственно-сбытовой инфраструктуры использования природного газа в качестве моторного топлива на международном транспортном маршруте «Европа-Западный Китай».

Положительный эффект от реализации проекта является:
1. Снижение загрязнения воздушного бассейна городов вдоль трасс Республики Казахстан токсичными выхлопами.
2. Диверсификация рынка моторного топлива позволит снизить зависимость от импорта и уязвимость национальной экономики к внешним воздействиям (усиление топливной безопасности).
3. Сокращение расходов на топливо, соответственно увеличение располагаемого денежного дохода, развитие других сфер малого и среднего предпринимательства.
4. Обновление и расширение автобусных парков городов Республики Казахстан использующих топлива – КПГ.
5. Приобретения 16 ПАГЗ для стимулирования развития рынка КПГ.
6. Строительство СТО на территории АГНКС — даст возможность произвести как капитальный, так и мелкий ремонт машины, поменять запчасти, шины и выполнить множество других важных технических задач, которые в домашних условиях сделать крайне сложно и крайне необходимы для автомашин проезжающих по трассе.
7. Строительство магазина на территории АГНКС – является целесообразным. Как правило, это розничные торговые точки, работающие круглосуточно и предлагающие покупателям продовольственные и хозяйственные товары повседневного спроса.
8. Огромное значение проект имеет и в плане развития регионов. Значительный импульс будет дан развитию малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, туризма и другим секторами экономики.
9. Основными критериями распределения перевозок между различными видами транспорта являются: минимум транспортных издержек, скорость транспортировки, своевременность доставки, обеспечение сохранности перевозимых грузов и безопасности перевозок.

Перевод автомобилей на ГБО резко повышает ESG рейтинг т.к.:
Е — снижение вредных выбросов в атмосферу, уменьшение углеродного следа как для продукции производимой самой компанией так и для клиентов.

S — снижение вредных выбросов в атмосферу имеет мультипликативный эффект повышения качества жизни населения и здорового образа жизни

G — Как внутри HR так и за ее пределами стоит глобальная задача по борьбе с изменением климата. Республика Казахстан также взяла на себя обязательства и был принят Закон Республики Казахстан от 4 ноября 2016 года № 20-VІ ЗРК «О ратификации Парижского соглашения»

  1. Информация об участниках проекта
Наименование Описание
Перечень участников с указанием формы участия в проекте Реализатор проекта (исполнитель):
ТОО «КазТрансГаз Өнімдері» — строительство и эксплуатация 6 АГНКС, 16 ПАГЗ, 6 СТО и 6 магазинов
Участники (проекта):
Акимат г.Алматы, г.Астаны, Жетысуской области, Жамбылской области, Кызылординской области, Актюбинской области, Западно-Казахстанской области, Мангистауской области, Атырауской области и Карагандинсокй области -выделение земельных участков, обеспечение загрузки АГНКС.
Потребитель:
потребителями КПГ являются транзитный грузопассажирский транспорт (Казахстан, Узбекистан, Россия, Китай).
Факт наличия/отсутствия опыта работы в соответствующей отрасли Товариществом ранее были реализованы проекты «Строительство пяти АГНКС в г.Алматы» с долевым участием 50% совместно с ТОО «Kor-Kaz CNG Investment» и «Строительство одного АГНКС в г.Актобе» 100% принадлежащее Товариществу.
Основные условия сотрудничества Перевод транзитного автопарка, местного грузового, пассажирского транспорта на КПГ.
  1. Продукция проекта
Наименование Описание
Краткое описание Производство и реализация компримированного природного газа
Степень готовности продукта к выпуску и реализации КПГ является готовым рыночным продуктом, который в настоящий момент успешно реализуется на мировом рынке.
Анализ жизненного цикла продукта не планируется увеличение мощности.
  1. Основные мероприятия в рамках проекта (График реализации).График поэтапной реализации проекта ЗЕ-ЗК-Бейнеу-Уральск

1

График поэтапной реализации проекта Астана-Алматы

2

  1. Технические характеристики.

АГНКС представляет собой технологические здания и сооружения, объединенные между собой в единый архитектурный комплекс, состоящий из: операторской, навеса над газораздаточными колонками, и производственно-технической зоны. Основным оборудованием АГНКС являются 3 компрессора и 4 газораздаточные колонки.

Система АГНКС состоит в основном из компрессоров, которые являются устройствами получающими газ среднего давления (от 0,2 до 0,65 Мпа) из трубопровода и компримирующим его до 25 Мпа, 1 единица осушки газа для удаления воды из состава газа, сбросного резервуара для сокращения давления в системе после выключения компрессора, аккумуляторного блока объемом до 6000 литров для хранения газа при давлении 250 бар, 4-х колонок для заправки автотранспорта.

Система сжатия в основном состоит из полностью предварительно собранного модульного блока, предназначенного для сжатия природного газа до требуемого давления нагнетания. Такой блок снабжен всеми контрольно-измерительными приборами, клапанами и предохранительными клапанами для безопасной и правильной работы агрегата, в соответствии с основными и последними стандартами на рынке. Для охлаждения газа предусмотрена подходящая система охлаждения, газ выходящий из каждой ступени сжатия охлаждается в рубашки цилиндров компрессора.

2023-02-09_15-23-05

Технологическое оборудование состоит из:

1) Двойного фильтра на входе и регулятора — 1 комплект

2) Блок входных кранов – 1 комплект;

3) Осушка газа– 1 комплект;

4) Компрессоры – 3 комплекта;

5) Аккумуляторы газа на 6000 л – 1 комплект;

6) Раздаточные колонки – 4 шт. на 8 заправочных постов.

Наименование характеристики Параметры
1 Сжимаемый газ Природный газ
2 Производительность станции, приведенная к нормальным условиям, нм³/час, не менее 1300 — 3900 м3/час
3 Двигатель компрессора Электрический, взрывозащищенный
4 Мощность электродвигателя компрессора, не более, кВт 3*450=1350
5 Надежность электроснабжения 2 категория
6 Давление на входе в станцию, кгс/см² (изб.) 0,2-0,5 МПа
7 Давление газа, заправляемого в автомобиль, конечное, МПа (кгс/см²) 20 (200)
8 Масса компрессорного блока, кг 20 000
9 Габаритные размеры 1-го блок-бокса, ДхШхВ, мм 12000х2450х2900 мм

Описание технологического процесса:

От точки врезки к распределительному газопроводу, природный газ (метан — СН4) поступает к узлу учета газа (с байпасной линией), где происходит снижение давление и фильтрация в блоке входных кранов посредством двух блоков, состоящих из фильтров грубой и тонкой очистки. После узла учета газ  поступает на входной сепаратор для первичной сепарации и отвода конденсата, а для отопления операторной, через ГРПШ газ поступает к котлу в операторной.

Природный газ после сепарации поступает в блок осушки газа с системой регенерации адсорбента горячим воздухом нагнетателя. После подготовки газ компримируется в компрессорах до давления 250 бар с системой воздушного охлаждения и поступает в аккумуляторные блоки для временного хранения.

Заправка газом автомобилей производится посредством скоростных ТРК (топливораздаточная колонка).

Альтернативной заменой АГНКС являются Передвижные автомобильные газовые заправщики типа ПАГЗ, которые выполняют функцию приближения заправок компримированного природного газа к потребителям.

4

Рис.4

ПАГЗ используется для доставки КПГ к потребителям в следующих случаях:

  1. нецелесообразность строительства АГНКС по экономическим причинам,
  2. отсутствие технической возможности строительства полноценной АГНКС,
  3. сезонная необходимость заправки техники (например, в сельском хозяйстве),
  4. заправка автомобилей непосредственно на территории автопарка.

ПАГЗ может быть как пассивным, так и активным. Активный ПАГЗ комплектуется дожимающим компрессором и, если в пассивном ПАГЗе можно использовать для заправки автотранспорта около 50% находящегося в нем КПГ, то в случае использования дожимающего компрессора, возможно эту величину довести минимум до 90%.

  1. Прогноз показателей эффективности.

Основными потребителями КПГ являются транзитный грузопассажирский транспорт (Казахстан, Узбекистан, Россия, Китай).

Построенные в городах АГНКС позволят перевести на КПГ автобусные парки, коммунальный автотранспорт, пассажирский транспорт частных лиц, грузовой и частного легкового автотранспорта.

  1. Краткие выводы.

Первоочередное строительство специальных инфраструктурных объектов через расчетные расстояния обоснованные на трассах Республики Казахстан, смогут обеспечить наибольшее число потребителей за счет максимальной интенсивности движения автомобильно-транспортных средств и максимальных транзитных потоков. Кроме того, объекты газомоторного топлива будут привязаны к населенным пунктам, в которых следует развивать автобусные перевозки на газовом топливе.

Проект по комплексному проектированию и строительству АГНКС является одним из ряда инвестиционных проектов, реализация которых позволит казахстанцам полнее использовать все преимущества экологически чистого топлива будущего – природного газа.

Строительство АГНКС имеет большое значение для экологии и оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие регионов и уровень жизни людей.

Также на текущий момент, в связи с ростом цен на традиционные виды топлива (бензин, дизельное топливо), по причине отменены государственного регулирования цен, а также повышением предельной цены оптовой реализации сжиженного нефтяного газа (СУГ) на внутреннем рынке, возросла экономическая привлекательность КПГ в качестве моторного топлива.

  1. Краткое описание проекта.
Наименование Описание
Суть проекта Строительство двух автомобильных газонакопительных компрессорных станций в городе Алматы в целях расширения использования природного газа в качестве моторного топлива.
Тип, вид и подвид проекта CAP, NC (в соответствии с корпоративным стандартом инвестиционной деятельности АО Самрук-Казына (далее-Фонд))
Статус реализации проекта Этап «Определение»
Инициатор проекта ТОО «КазТранГаз Өнімдері»
(100% доля АО «НК «QazaqGaz»)
Этап реализации проекта Поэтапная реализация проекта, одобрена разработка ПСД.
Период реализации проекта График поэтапной реализации:
октябрь 2022г.- февраль 2024г.
Весь жизненный цикл проекта: 2023-2037 гг. в т.ч.:
-разработка ТЭО: не требуется, проект является типовым, рассчитанный на конкретного потребителя.
-разработка ПСД: 4кв 2022 -2 кв.2023г.
-строительно-монтажные работы (СМР):
3 кв. 2023г.-1 кв.2024г.
-выход на проектную мощность: 2 кв 2024 г.
-эксплуатация:2 кв. 2024- 4 кв. 2037 гг.
Основные производимые товары и услуги и проектная мощность Производство и реализация компримированного природного газа (далее-КПГ) для обеспечение автотраспора топливом использующее КПГ в качестве моторного топлива. Проектная мощность 1-ой АГНКС 3 900 м3/ч.
Количество занятых Численность работников в период строительства 2 АГНКС:
25 человек (временные места)
Численность работников в период эксплуатации 2 АГНКС:
Производственный персонал:
— Заместитель директора по ГМТ – 1 человек;
— ведущий инженер – 2 человека;
— старший инженер — 2 человека;
— машинист – 8 человек;
— кассир-оператор – 8 человек;
— заправщик – 16 человек;
Всего: 37 человек
Регион реализации проекта город Алматы
1 АГНКС (Кулджинский тракт, Медеуский район https://go.2gis.com/w45ml)
2 АГНКС (Монке би/Онгарсынова, Алатауский район, https://go.2gis.com/5zkuv)
Оценка степени соответствия проекта Стратегии развития ПК Соответствует стратегической цели АО «НК «QazaqGaz» в части «Создание стоимости и укрепление финансовой устойчивости».
Обоснование необходимости реализации проекта, ожидаемый эффект от проекта Решение Правление ТОО «ТОО «КазТранГаз Өнімдері» №16 от 06.09.2022 г.
Проект реализуется в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве в сфере газа и газомоторного топлива между АО «НК «QazaqGaz» и Акиматом города Алматы от 26.08.2022 г. (далее-Меморандум).Положительный эффект от реализации проекта является:
1. Снижение загрязнения воздушного бассейна города Алматы токсичными выхлопами.
2. Диверсификация рынка моторного топлива позволит снизить зависимость от импорта и уязвимость национальной экономики к внешним воздействиям (усиление топливной безопасности).
3. Сокращение расходов на топливо, соответственно увеличение располагаемого денежного дохода, развитие других сфер малого и среднего предпринимательства.
4. Обновление и расширение автобусных парков города Алматы использующих топлива – КПГ.
Перевод автомобилей на ГБО резко повышает ESG рейтинг т.к.:
Е — снижение вредных выбросов в атмосферу, уменьшение углеродного следа как для продукции производимой самой компанией так и для клиентов.
S — снижение вредных выбросов в атмосферу имеет мультипликативный эффект повышения качества жизни населения и здорового образа жизни
G — Как внутри HR так и за ее пределами стоит глобальная задача по борьбе с изменением климата. Республика Казахстан также взяла на себя обязательства и был принят Закон Республики Казахстан от 4 ноября 2016 года № 20-VІ ЗРК «О ратификации Парижского соглашения»
  1. Информация об участниках проекта
Наименование Описание
Перечень участников с указанием формы участия в проекте Реализатор проекта (исполнитель):
ТОО «КазТрансГаз Өнімдері» — строительство и эксплуатация 2-х АГНКСУчастники (проекта):
Акимат г.Алматы-выделение земельных участков, обеспечение загрузки АГНКСПеречень основных генеральных подрядчиков (реализуемых объектов):
Будут определены после проведения тендера.Потребитель:
потребителями КПГ являются автобусные парки (Акимат г.Алматы), коммунальный автотранспорт , пассажирский транспорт частных лиц, грузовой и легковой автотранспорт использующее КПГ в качестве моторного топлива.
Факт наличия/отсутствия опыта работы в соответствующей отрасли Товариществом ранее были реализованы проекты «Строительство пяти АГНКС в г.Алматы» с долевым участием 50% совместно с ТОО «Kor-Kaz CNG Investment» и «Строительство одного АГНКС в г.Актобе» 100% принадлежащее Товариществу.
Справочная информация по партнерам в рамках проекта Акимат г.Алматы имеет порядка 800 единиц эксплуатируемых автобусов использующие в качестве моторного топливо КПГ и имеет на балансе 1 АГНКС.
Основные условия сотрудничества

В рамках Меморандума, в г. Алматы количество эксплуатируемых автобусов использующие в качестве моторного топливо КПГ будет доведено до 1200 единиц.

Загруженность на каждую новую АГНКС должно составлять не менее 200 автобусов, или 8 млн.м3 в год.

  1. Продукция проекта
Наименование Описание
Краткое описание Производство и реализация компримированного природного газа
Степень готовности продукта к выпуску и реализации КПГ является готовым рыночным продуктом, который в настоящий момент успешно реализуется на мировом рынке.
Анализ жизненного цикла продукта не планируется увеличение мощности.
  1. Основные мероприятия в рамках проекта (График реализации).

  1. Технические характеристики.

АГНКС представляет собой технологические здания и сооружения, объединенные между собой в единый архитектурный комплекс, состоящий из: операторской, навеса над газораздаточными колонками, и производственно-технической зоны. Основным оборудованием АГНКС являются 3 компрессора и 4 газораздаточные колонки.
Система АГНКС состоит, в основном, из компрессоров, которые являются устройствами, получающими газ низкого давления (от 0,2 до 0,65 Мпа) из трубопровода и компримирующим его до 25 Мпа, 1 единицы сушки газа для удаления воды из входящего газа, сбросного резервуара для сокращения давления в системе после выключения компрессора, аккумуляторного блока общей емкостью до 6000 литров для хранения газа при давлении 250 бар и заправки автотранспорта, 4-х колонок для заправки автотранспорта.
Технологическое оборудование состоит из:
1) Двойного фильтра на входе и регулятора — 1 комплект
2) Блок входных кранов – 1 комплект;
3) Осушка газа– 1 комплект;
4) Компрессоры – 3 комплекта;
5) Аккумуляторы газа на 6000 л – 1 комплект;
6) Раздаточные колонки – 4 шт. на 8 заправочных постов.

Наименование характеристики Параметры
1 Сжимаемый газ Природный газ
2 Производительность станции, приведенная к нормальным условиям, нм³/час, не менее 1300 — 3900 м3/час
3 Двигатель компрессора Электрический, взрывозащищенный
4 Мощность электродвигателя компрессора, не более, кВт 3*450=1350
5 Надежность электроснабжения 2 категория
6 Давление на входе в станцию, кгс/см² (изб.) 0,2-0,5 МПа
7 Давление газа, заправляемого в автомобиль, конечное, МПа (кгс/см²) 20 (200)
8 Масса компрессорного блока, кг 20 000
9 Габаритные размеры 1-го блок-бокса, ДхШхВ, мм 12000х2450х2900 мм

Описание технологического процесса:

От точки врезки к распределительному газопроводу, природный газ (метан — СН4) поступает к узлу учета газа (байпас), где происходит гашения пульсации и фильтруется в блоке входных кранов посредством двух блоков, состоящих из фильтров грубой и тонкой очистки. От узла учета газа, газ для компримирования поступает на входной сепаратор для первичной сепарации и отвода конденсата, а для отопления операторной, через ГРПШ газ поступает к котлу в операторной.
Природный газ для компримирования после сепарации поступает в блок осушки газа с системой регенерации адсорбента горячим воздухом нагнетателя. После подготовки газ компримируется в компрессорах до давления 250 бар с системой воздушного охлаждения и аккумулируется в аккумуляторных блоках.
Заправка газом автомобилей производится посредством скоростных ТРК (топливораздаточная колонка).

  1. Прогноз показателей эффективности.

Основными потребителями КПГ являются автобусные парки, коммунальный автотранспорт, пассажирский транспорт частных лиц, грузовой и легковой автотранспорт ДЗО КТГ, а также частные автомобили.
В Проекте запланирована поставка 400 единиц автобусов на КПГ.

  1. Краткие выводы.

Проект по комплексному проектированию и строительству АГНКС является одним из ряда инвестиционных проектов, реализация которых позволит казахстанцам полнее использовать все преимущества экологически чистого топлива будущего – природного газа.
Строительство АГНКС г.Алматы имеет большое значение для экологии и оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие регионов и уровень жизни людей.
Также на текущий момент, в связи с ростом цен на традиционные виды топлива (бензин, дизельное топливо), по причине отменены государственного регулирования цен, а также повышением предельной цены оптовой реализации сжиженного нефтяного газа (СУГ) на внутреннем рынке, возросла экономическая привлекательность КПГ в качестве моторного топлива.

  1. Краткое описание проекта.
Наименование Описание
Суть проекта Строительство двух малотоннажных заводов по производству сжиженного природного газа (далее-СПГ) в г.Рудный (Костанайская область) и г.Тараз (Жамбылская область)
Тип, вид и подвид проекта CAP, NC (в соответствии с корпоративным стандартом инвестиционной деятельности АО Самрук-Казына (далее-Фонд))
Статус реализации проекта Совмещенная стадия (определение и реализация).
Инициатор проекта ТОО «КазТранГаз Өнімдері» (100% доля АО «НК «QazaqGaz») (далее-Товарищество)
Этап реализации проекта Одобрение заявки и принятие решения о реализации проекта.
Период реализации проекта Реализация: ноябрь 2022- октябрь 2023гг.
Весь жизненный цикл проекта: 2023-2043 гг. в т.ч.:
-разработка ПСД: 1-2 кв.2023г.
-строительно-монтажные работы (СМР): 2-3 кв. 2023г.
-выход на проектную мощность: 4 кв 2023 г.
-эксплуатация:4 кв. 2023- 4 кв. 2043 гг.
Основные производимые товары и услуги и проектная мощность Производство и реализация сжиженного природного газа (далее-СПГ) для обеспечения внутреннего рынка в качестве топлива и экспорта в зарубежье. Проектная мощность:
СПГ завод в г.Рудный: 50 тыс. тонн
СПГ завод в г.Тараз: 70 тыс. тонн
Количество занятых Производственный персонал:
СПГ завод в г. Рудный 48 человек
СПГ завод в г. Тараз 48 человек
Адм управленческий персонал:
СПГ завод в г. Рудный 14 человек
СПГ завод в г. Тараз 14 человек
Регион реализации проекта СПГ завод в г.Рудный (улица Молодая Гвардия 2А, https://goo.gl/maps/aQvQcQcytoiKvKr8A)
СПГ завод в г.Тараз (улица Сыпатай батыра, 8/1, территория фабрики ПОШ,
https://2gis.kz/taraz/firm/70000001054583158?m=71.59314%2C42.943673%2F10.9)
Оценка степени соответствия проекта Стратегии развития ПК Соответствует стратегической цели АО «НК «QazaqGaz» в части «Создание стоимости и укрепление финансовой устойчивости».
Обоснование необходимости реализации проекта, ожидаемый эффект от проекта Положительный эффект от реализации проекта является:
1. Снижение загрязнения воздушного бассейна городов РК токсичными выхлопами;
2. Диверсификация рынка жидких нефтепродуктов (дизель, мазут) использующиеся в качестве печного, моторного топлива (крупная карьерная техника, судоходный транспорт, грузовой транзитный автотранспорт), что позволит снизить зависимость от импорта и уязвимость национальной экономики к внешним воздействиям (усиление топливной безопасности);
3. Сокращение расходов на топливо (от дизеля и мазута), соответственно увеличение располагаемого денежного дохода, развитие других сфер малого и среднего предпринимательства;
4.Перевод промышленных котельных на экологический вид топлива, использующее твердые и жидкие виды топлива;
5. Строительство первых заводов СПГ в РК, импорт новых технологий и оборудования по сжижению природного газа;
6. Производство экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью.
7. Создание рабочих мест в регионах.
Необходимость проекта:
– стратегически важное значение реализации проекта для группы компаний АО «НК «QazaqGaz», развитие бизнес направления по производству СПГ, импорт технологий, диверсификация экспортных маршрутов газа. В перспективе, полученный опыт и результат от реализации проекта позволит решить вопрос сжигания попутного газа на малых нефтегазоносных месторождениях отдаленных от магистральных труб, к которым экономически невыгодно прокладка газопровода, путем строительства модульных малотоннажных заводов.
  1. Информация об участниках проекта
Наименование Описание
Перечень участников с указанием формы участия в проекте

Реализатор проекта (исполнитель): ТОО «КазТрансГаз Өнімдері»

Перечень основных генеральных подрядчиков (реализуемых объектов): Будут определены после проведения тендера.
Потребитель:
Внутренний рынок
На сегодняшний единственным потребителем СПГ на территории РК является частная компания ТОО «Global Gas Regazification». Компания занимается поставкой, регазификацией СПГ и реализацией природного газа конечному потребителю.
Список потребителей ТОО «Global Gas Regazification»:
— АО «Назарбаев Университет»;
— АОО «Назарбаев интеллектуальные школы»;
— РГП «Национальный университет обороны им. Первого Президента РК;
— АО «Казахстан Гарыш Сапары»;
— Школа TAMOS;
— Отель «Rixos Borovoe».
В перспективе, в рамках подписанных меморандумов с ТОО «Казмортрансфлот» и АО «НК «КТЖ» (приложены) планируется увеличить долю потребления внутреннего рынка за счет перевода железнодорожных локомотивов и морского судоходного транспорта на СПГ.
Экспорт:
Основным экспортным направлением рассматривается КНР, ввиду географической близости (простая логистика, как следствие, относительно короткое время в пути (Рудный-Алтынколь 2296км, Тараз-Алтынколь 810 км)), стабильного спроса и высокой цены.

Факт наличия/отсутствия опыта работы в соответствующей отрасли Проект является пилотным на территории РК
Основные условия сотрудничества Сотрудничество будет реализовываться в рамках Консорциального соглашения
  1. Продукция проекта
Наименование Описание
Степень готовности продукта к выпуску и реализации КПГ является готовым рыночным продуктом, который в настоящий момент успешно реализуется на мировом рынке.
Анализ жизненного цикла продукта не планируется увеличение мощности.
  1. Основные мероприятия в рамках проекта (График реализации).

  1. Технические характеристики.

Малотоннажный завод СПГ представляет собой технологические здания и сооружения, объединенные между собой в единый архитектурный комплекс, состоящий из: операторской, производственно-технической зоны. Основным оборудованием завода СПГ являются поршневые компрессоры, азотные компрессоры, теплообменники, вихревые охладители, накопитель-сепараторы, емкости для хранения СПГ.
Технологическое оборудование состоит из:
1) Блок фильтрации сырьевого газа и регулирования давления;
2) Поршневой компрессор;
3) Азотный компрессор;
4) Установка удаления кислых газов;
5) Блок обезвоживания;
6) Блок сжижения;
7) Емкости для хранения СПГ

Компонентный состав готового продукта

г.Тараз

Наименование компонентов Содержание, мольные доли, %
1 Метан, не менее 89,4122
2 Этан, не более 7,76
3 Пропан, не более 1,803
4 изо-Бутан, не более 0.0348
5 н-Бутан, не более 0.0277
6 изо-Пентан, не более 0.0023
7 н-Пентан, не более 0.0013
8 Азот, не более 0,95
9 Двуокись углерода, не более 0,0005

г.Рудный

Наименование компонентов Содержание, мольные доли, %
1 Метан, не менее 95.930
2 Этан, не более 1,974
3 Пропан, не более 0,550
4 изо-Бутан, не более 0.089
5 н-Бутан, не более 0.090
6 изо-Пентан, не более 0.02
7 н-Пентан, не более 0.03
8 Азот, не более 1.273
9 Двуокись углерода, не более 0,005

Описание технологического процесса:

Входной сырьевой газ проходит дополнительную очистку от механических примесей во входном фильтр-сепараторе. Для обеспечения непрерывного режима работы используются два фильтра-сепаратора. По достижении критического параметра дифференциального манометра происходит переключение на второй фильтр-сепаратор, в это время производится замена картриджей в первом фильтре. (Рисунок – 1)
6
Рисунок – 1. Фильтра–сепаратор.

После фильтр-сепаратора газ поступает на дожимной поршневой компрессор природного газа с производительность 6000Нм3/ч с давлением газа на выходе 40 бар (4,0 МПа). (Рисунок – 2)
10Рисунок – 2. Возвратно-поступательный поршневой компрессор.

После дожимных компрессоров поток газа поступает на установку удаления кислых газов (СО2), сероводорода (H2S) и воды (Н2О). Кислые газы вызывают коррозию металлов, поэтому содержание кислотных компонентов в сырьевом газе необходимо строго контролировать, чтобы соответствовать требованиям процесса и качеству продукции СПГ. Принимая во внимание условия исходного газа, в установке использует раствор сложного амина в качестве абсорбента и применяет одностадийный процесс абсорбции и одностадийной процесс регенерации для удаления кислого газа из смеси исходного газа. В качестве растворителя для удаления диоксида углерода выбран водный раствор активного метилдиэтаноламина (МДЭА).

Очищенный газ от кислых газов содержит насыщенную воду. Вода должна быть удалена, а газ должен быть тщательно высушен перед сжижением.  Из-за низкой температуры сжижения и высоких требований к осушке сырьевого газа, используется метод адсорбции на молекулярных ситах.  Поскольку молекулярное сито обладает высокой селективностью адсорбции и высокими адсорбционными характеристиками при низком парциальном давлении паров воды, молекулярное сито 4А используется в качестве адсорбента дегидратации. Очищенный от углекислого газа до 50 ppm и осушенный до содержания воды 1 ppm газ поступает на блок сжижения. (Рисунок – 3).
11Рисунок – 3. Установка удаления кислых газов и блок осушки газа.

В блоке сжижения, газ проходит по трубкам витых теплообменников (рисунок – 4) охлаждается до температуры минус 85-900С, далее поступает в вихревой охладитель (рисунок – 5) и расширяется до давления 2-3 бар в
2023-02-10_15-26-59межтрубном пространстве с температурой -150 С, которое является также накопителем-сепаратором. После блока сжижения жидкий газ переохлаждается в рекуперативных теплообменниках жидким азотом до -160С и перекачивается в криогенные емкости для хранения СПГ (рисунок – 6). Далее СПГ закачивают в криогенные цистерны (рисунок–7) для транспортировки до месторасположения потребителя.
2023-02-10_15-30-15

  1. Прогноз экономической эффективности.

Основными потребителями СПГ являются котельные, автобусные парки, коммунальный автотранспорт, крупная карьерная техника, грузовой и судоходный транспорт.

Доходная часть ФЭМ формируется от реализации СПГ потребителям по цене на СПГ устанавливаемой Товариществом, которая покрывает текущие расходы, вложенные инвестиции и предусматривают маржу в среднем 33% (процент прибыли от цены реализации).        

  1. Краткие выводы.

Проект по комплексному проектированию и строительству двух малотоннажных заводов СПГ является пилотным проектом.

Малотоннажные проекты по производству СПГ повышают доступность газа для регионов, обеспечивают большую гибкость и скорость за счет доступа к нескольким источникам сырья и отсутствия необходимости включать в один проект добычу и переработку.

Преимущества малотоннажных заводов в том, что их можно сравнительно быстро (примерно за год) построить в любой точке страны и они будут решать две важные задачи.

Во-первых, это газификация отдаленных населенных пунктов, куда практически невозможно протянуть газовые трубы. В большинстве таких деревень и поселков дома топятся углем, мазутом или дровами, что сильно портит качество воздуха, не говоря уже про ущерб окружающей среде. СПГ можно будет привозить в такие населенные  любым видом транспорта с малотоннажного завода, находящегося неподалеку. Плюс переход на такое топливо не будет для жителей затратным, а отапливать жилище станет проще (как минимум не надо будет заказывать доставку).

Во-вторых, такие заводы могут стать главными поставщиками газомоторного топлива на заправочные станции. Такое топливо потенциально может быть дешевле бензина и дизеля, который сейчас преимущественно реализуется на заправках. Как следствие, сократится себестоимость перевозки грузов и пассажиров общественным транспортом, что часто критично, особенно в арктических регионах.

карта (2)-1